Конспект НОД «Планета Земля в опасности»

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Гарькавая Наталья Викторовна

Организация: Филиал МБДОУ «Детский сад №43»-«детский сад №33»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород

Цель: развитие основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи:

Образовательные-

-Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, без которого невозможна жизнь на планете Земля.

-Дать элементарные представления о процессе фильтрации воды.

Развивающие-

- Развивать познавательный интерес ребёнка, любознательность, умение обобщать результаты и делать выводы.

Воспитательные-

воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, воде как основному природному ресурсу.

Оборудование, необходимое для проведения НОД.

Раздаточный материал: прозрачные пластмассовые стаканчики (по 2 на каждого ребенка, в одном – налита вода), фартуки (по количеству детей), вода, песок, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки.

Демонстрационный материал: картинки «Земля из космоса», глобус, яблоко, мяч, 2 прозрачных стакана (один с водой, другой с молоком), картинки промышленной очистки воды, иллюстрация правил обращения с водой, 2 одинаковых ведерка.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы Б. Заходер «Что случилось с водой», Н.А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку». Беседы по содержанию прочитанных текстов. Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях. Беседы «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», п/и «Ручеёк», наблюдения в природе за осадками, отгадывание загадок о воде.

 

Ход ОД

1.Вводная часть.

Дети стоят в кругу. Взявшись за руки.

Воспитатель: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Меня зовут Наталья Викторовна. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

Дети входят в зал, становятся в полукруг.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро!- солнцу и птицам.

Доброе утро!- улыбчивым лицам.

Доброе утро, уважаемые гости!

 

Игровая ситуация: Ребята, для того чтобы узнать о чём пойдёт речь, я предлагаю вам отгадать загадку: Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды)

Ребята, вода - это источник жизни на земле. Она необходима каждому живому организму.

2. Основная часть.

(Демонстрация картинки) Когда первый космонавт Юрий Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он назвал её «голубой планетой». Как вы думаете, почему? (много воды)

Да, действительно большую часть поверхности планеты Земля занимает вода. И чтобы убедится в этом давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначается вода? (синим).

- Покажите на глобусе воду. (Показ ребенком воды на глобусе).

Вода играет большую роль в жизни человека. Научно доказано, что человек может прожить без еды 30 дней, а без воды не более 3 дней.

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам нужна вода? (ответы детей)

А теперь я прошу вас подойти к столу (Столам)

Опыт «Как мы загрязняем воду и как мы можем её очистить».

Перед вами, ребята стоят 2 стаканчика. В одном стаканчике налита вода. Скажите, пожалуйста, какая вода в стаканчике? (Чистая, прозрачная). Вот такая вода попадает в наши дома из крана. А какую воду мы возвращаем природе? Такую же чистую и прозрачную? (Нет).

- Почему?

- Правильно, потому что мы не только её пьём, но ещё и стираем вещи, моем посуду, игрушки тем самым загрязняя воду.

– Ребята, когда мы моем игрушки, которые приносим с улицы, что попадает в воду? Конечно песок, мусор. Как вы думаете, ребята, песок, который вы сейчас добавите, загрязнит воду? (Гипотезы детей).

- Добавляйте песок аккуратно, размешивайте ложкой, проверяйте. Что произошло? …Вода изменила цвет? … Стала какой? (грязной, мутной).

Какой вывод можно сделать: вода подвержена загрязнению.

(видео по загрязнению 1)

- Вот такую грязную воду, ребята, мы возвращаем природе. Куда попадает такая вода? Правильно, в реки, моря, океаны.

- Что можно сделать, чтобы меньше загрязнялись наши водоемы. (Предположения детей).

- Нужно очищать воду. Сейчас вы попробуете самостоятельно очистить воду от грязи с помощью ватного диска. Как вы думаете, вода будет чистой? (Гипотезы детей).

Давайте проверим.

Дети фильтруют воду, делают вывод: воду можно очистить от некоторых веществ. Окончательный вывод: воду нужно очищать, прежде чем она попадёт обратно в водоем.

- На заводах для этого ставят специальные очистные сооружения. (Демонстрация картинок) А мы с вами как можем не загрязнять воду? (предположения детей - не бросать мусор в реку, не мыть велосипед, не стирать в реке одежду и т. д.)

(видео 2)

Физкульт минутка

Но смотрите, сколько на нашей планете Земля воды! (Демонстрация глобуса) Кажется, что ее много и хватит на всех. Но вода в морях и океанах соленая. Как вы думаете ее можно пить?

Да, верно, а вот чистой пресной (так называют воду, которая несоленая и ее можно использовать для питья, приготовления пищи) воды на земном шаре остается все меньше и меньше, что может привести к экологической катастрофе.

А где у нас в группе есть чистая, пресная вода?

- Хорошо, давайте пройдем в умывальную комнату.

- Ребята, а как мы должны обращаться с водой, чтобы она не исчезла и всегда была с нами? (ответы детей)

Опыт «Когда воды наберется больше»

- Посмотрите, у нас два одинаковых ведерка. Я открою один кран так, чтобы вода текла не сильно, а другой кран на всю мощность. В какой ведерко вода наберется быстрее? А если кран закрыть неплотно, что произойдет?

За минуту из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды. За сутки это составляет уже 15 литров воды. Послушайте, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана.

 

Родник иссяк, ручей ослаб,

а мы из крана – кап, кап, кап

Мелеют реки и моря,

не тратьте воду зря, зря, зря

А то пройдет немного лет

и нет водицы – нет,

нет,

нет…

С.Погореловский

 

- Какой мы с вами можем сделать вывод из выше сказанного? (Когда моем руки, то не надо сильно открывать кран, и после мытья хорошо закрывать за собой кран)

Закрывайте крепче кран,

Чтоб не вытек океан,

Бережливым будь с водой,

Хорошенько кран закрой.

- Предлагаю поместить в нашей умывальной комнате вот такой знак, чтобы мы не забывали эти несложные правила. А теперь давайте пройдем на ковер.

3. Заключительная часть.

- Скажите, о чем мы сегодня с вами разговаривали?

- Зачем нужно очищать воду?

- Что делать, чтобы сберечь воду?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Давайте посмотрим еще раз на глобус. Какая удивительная и красивая планета - Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи. Я, верю, что мы с вами сможем сохранить Землю такой же красивой и нарядной.

Опубликовано: 14.08.2021