Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Шестернина Галина Анатольевна

Организация: МДОУ ЦРР д/с №72

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

В раннем возрасте малыш изучает предметы, совершая с ними простые действия. Так он познает окружающий его мир. Даже самое маленькое открытие доставляет ребенку огромную радость.

Во время адаптации в детском саду малыш рассматривает, изучает предметы, но постепенно эффект новизны угасает и воспитатель выступает генератором исследовательских ситуаций. Ребенок открывает мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Дети раннего возраста не способны представлять и понимать словесный рассказ. Чтобы освоить знания, ребенок переживает практический опыт. Воспитатель должен управлять желанием ребенка познать окружающий его мир, а главное сделать его полезным для нравственного и эстетического развития. В этот период ребенок исследует различные свойства предметов: форму, величину, изучает характер движений этих предметов. Смысл действий открывает для ребенка взрослые.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Обучающие

- формировать представление о предметном мире;

- формировать представление о мире животных и растений;

- формировать понятия о форме и величине;

- пополнение словарного запаса.

Развивающие

- развитие мелкой моторики;

- формирование умения работать с простыми инструментами;

- создание мотивации к исследовательской деятельности;

- побуждает к активной речи.

Воспитательные

- поощрение любознательности;

- воспитание бережного отношения к природе.

Для того чтобы в группе успешно проходили игры – экспериментирования мы постарались создать соответствующую развивающую среду. Особое место в группе занимает центр «Вода – песок». Здесь имеются материалы, с помощью которых дети познают свойства песка и воды: разные ёмкости, лопатки, воронки, ситечки, тазики, камешки, кораблики, рыбки, удочки и т.д.

Дети очень любят играть – экспериментировать с водой и песком (лепить куличики, пересыпать и просеивать песок, переливать воду, пускать кораблики, опускать в воду различные предметы и т.д.). Это очень увлекательный и познавательный процесс.

В зимнее время мы проводим эксперименты со снегом и льдом, изучаем их свойства.

Исследовательскую деятельность стараемся проводить вовремя игр, на занятиях, на прогулке. Создаем проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно находить решение, делать какие-то выводы. Например, предлагаем слепить пирожки для угощения куклы, используя сухой песок. Неудача направляет на выявление свойств песка. Намочив песок, дети с радостью замечают, что у них всё получается.

Примерный перечень игр – экспериментов в раннем возрасте:

Объект исследования

Тема

Вода

«Холодная – теплая»

«Тонет - не тонет»

«Окрашивание»

Песок

«Сухой – мокрый»

Воздух

«Ветер по морю гуляет»

Свет

«Солнечные зайчики»

Крупа

«Перебираем крупу»

Снег, лед

«Снежинки»

«Таяние снега»

«Цветные льдинки»

Растения

«Огород на окошке»

 

Играя и экспериментируя дети становятся более самостоятельными, любопытными, появляется интерес к экспериментированию.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ».

Опубликовано: 12.11.2021