Дары Фребеля: современный подход

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Малкова Александра Леонидовна

Организация: МБДОУ «ДСОВ № 88»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Сегодня в информационном пространстве существует огромное количество материалов о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Представлены как многолетние теоретические разработки, так и конкретные практические «перечни», в которых, по мнению их разработчиков, собрано максимально полное количество разнообразных игровых и дидактических материалов, игрушек, образовательных средств и т.д. Почти в каждом проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО представлено описание образовательной среды. Мне же хотелось обратить внимание на то, что какую бы примерную образовательную программу не взяла бы за основу образовательная организация, занимающая детьми дошкольного возраста, какая бы уникальная развивающая предметно-пространственная среда детского сада не была бы создана, она должна отвечать основным принципам дошкольной педагогики. И, на мой взгляд, эти принципы как нельзя лучше сформированы ее отцом-основателем Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем. Ф. Фребель интуитивно чувствовал то, что подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями: развитие способностей детей к тем или иным видам деятельности зависит от времени обучения, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний (сенситивный период, от лат. sensus – «чувство, ощущение»). В системе воспитания Фребеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Принципы педагогики Фребеля

  • признание уникальности каждого ребенка;
  • признание целостности детства в во всех его проявлениях;
  • выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
  • создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка;
  • признание ребенка как части семьи и общества;
  • целостный взгляд на развитие каждого ребенка;
  • единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам.

Педагогические принципы Ф. Фребеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фребель разработал шесть «даров». Однако жизнь не стоит на месте, и идеи фребель-педагогики получили свое развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера (Вальдорфская педагогика), С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина–В.В. Давыдова). Последователи идей фребель-педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров». Если во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего шесть «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Это дидактический материал, который можно использовать в домашних условиях, он привлекателен и прост для понимания родителями того, как он может применяться в семейных занятиях с детьми, он мотивирует родителей на участие в различных детско-родительских проектах, вовлекает их в образовательную деятельность в условиях детского сада.

Для удобства работы с игровым материалом разработан комплект методических пособий из шести книг, включающий карточки игры. Содержание карточек-игр – это игры с фиксированными, открытыми правилами. К ним относятся большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, также сюда входят развивающие интеллектуальные, музыкальные игры, игры-забавы, аттракционы. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Подбор игровых заданий в карточках осуществлен таким образом, что в каждой образовательной области педагог сможет решить основные задачи той или иной области. Подобранные игры задают ориентиры или векторы развития ребенка, являясь, таким образом, базой для развития и совершенствования ключевых компетенций ребенка в каждой области. Способ подачи материала на карточках представляется наиболее удобным для использования в педагогической деятельности. Краткое изложение сути игры и правил позволит педагогу быстро подобрать необходимую игру в зависимости от решаемых задач или руководствуясь инициативой и замыслом детей. Использование карточек в работе педагога предполагает как творческую модификацию игр и упражнений, так и использование их строго по указанным на карточке правилам. Краткое алгоритмичное описание игр позволит читающим детям самим выбирать игру. Большую часть предлагаемых игр и упражнений также можно использовать как семейные. Большинство карточек сопровождается стихотворениями. На каждой карточке есть иллюстрация, которая позволяет наглядно понять суть предложенной игры. Организация образовательного пространства с помощью игрового набора «Дары Фребеля» обеспечивает все виды детской деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех.

Опубликовано: 14.05.2022