Развитие речи младших дошкольников, через применение нетрадиционной технологии Су-джок

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Расторгуева Ольга Анатольевна

Организация: МКДОУ детский сад №174 «Сказка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Актуальность использования Су–Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего мной была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы Су-джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.

Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991).

План работы  "Развитие речи дошкольников через применение нетрадиционной технологии Су-джок

Задачи для педагога:

  • Повысить теоретический уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су-Джок терапии;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности;
  • содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  • совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Задачи для детей:

• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су-Джок терапии;

• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

Ожидаемый результат:

Дети:

• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

        Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая работа

  1. Организационно-ознакомительный

Сентябрь

Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по данной теме

 

Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций.

Проведение диагностического обследования детей на определение уровня развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, а также развития мелкой моторики детей

Подбор статей, интернет-сайтов.

 

Составление перспективного плана работы по самообразованию

Разработка памяток, рекомендаций для родителей.

Октябрь

Приобретение шариков и колец «Су-джок».

 

Знакомство детей с комплектом материалов Су-джок.

 

Изучение методики «Су-джок»

 

Буклет : «Су-джок терапия - что это такое?»

 

Познакомить детей с техникой су-джок, научить выполнять приемы самомассажа по технике су-джок.

 

Подготовка буклетов для родителей

 

Подготовка картотеки игр

2.Практический

Ноябрь

Декабрь

Консультации для родителей:

 

Рекомендации для родителей по использованию «Су-джок терапии с детьми дома.

 

Комплекс упражнений с шариком «су-джок» «Мальчик-пальчик, «Волки и зайцы, «Веселый счет», «Колючки», «Поехали», «Рыбки», «Колючки», «Мишкины запасы»

Рассказывание сказок с использованием шариков

Подготовка консультаций для родителей в информационный уголок.

 

 

Оформление сборника материалов для родителей по су-джок: игры, сказки

Январь

Фото-выставка:

«Шарики су-джок катаем-наши ручки разминаем!»

Буклеты: «Игры по технике Су-джок »

Организация фотовыставки для родителей

 

 

Февраль

Круглый стол для родителей :: «Су-джок терапия и здоровье ребенка»

Подготовка и проведение с родителями

круглого стола по теме

 

 

Март

Оформление папки с методическими рекомендациями для педагогов по теме:

« Су-джок терапия, как здоровьесберегающая технология»

Подготовка рекомендаций

3.Заключительный

Апрель

Мастер-класс для родителей и детей «Здоровье на ладошке»

Подготовка мастер - класса для родителей

Май

Проведение диагностического обследования детей на определение уровня развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, а также развития мелкой моторики детей

Отслеживание динамики и влияния су-джок терапии на развитие детей

Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте

Итоги работы за год

Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования

Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах

Подведение итогов, подготовка отчета работы, разработка презентации

Подготовка материала к выступлению


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. www. Nsportal.ru
  2. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.
  3. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
  5. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
  6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
  7. Пак ЧжэВу. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009
  8. Источник: http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/10/igry_s_elementami_su-dzhok_terapii.docx
  9. Интернет-ресурс www. osteodoc.ru/sujok.htm
  10. Интернет-ресурс goio.ru/sam-sebe-su-dzhok-doktor/
  11. Интернет-ресурс www.maam.ru
  12. Интернет-ресурс m.babyblog.ru
  13. Интернет-ресурс allforchildren.ru
Опубликовано: 06.07.2022