Развитие речи младших дошкольников, через применение нетрадиционной технологии Су-джок
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Расторгуева Ольга Анатольевна
Организация: МКДОУ детский сад №174 «Сказка»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Актуальность использования Су–Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего мной была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы Су-джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991).
План работы "Развитие речи дошкольников через применение нетрадиционной технологии Су-джок
Задачи для педагога:
- Повысить теоретический уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су-Джок терапии;
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Задачи для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су-Джок терапии;
• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
Ожидаемый результат:
Дети:
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практическая работа |
|
Сентябрь |
Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по данной теме
Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций. Проведение диагностического обследования детей на определение уровня развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, а также развития мелкой моторики детей |
Подбор статей, интернет-сайтов.
Составление перспективного плана работы по самообразованию Разработка памяток, рекомендаций для родителей. |
Октябрь |
Приобретение шариков и колец «Су-джок».
Знакомство детей с комплектом материалов Су-джок.
Изучение методики «Су-джок»
Буклет : «Су-джок терапия - что это такое?»
|
Познакомить детей с техникой су-джок, научить выполнять приемы самомассажа по технике су-джок.
Подготовка буклетов для родителей
Подготовка картотеки игр |
|
2.Практический |
Ноябрь Декабрь |
Консультации для родителей:
Рекомендации для родителей по использованию «Су-джок терапии с детьми дома.
Комплекс упражнений с шариком «су-джок» «Мальчик-пальчик, «Волки и зайцы, «Веселый счет», «Колючки», «Поехали», «Рыбки», «Колючки», «Мишкины запасы» Рассказывание сказок с использованием шариков |
Подготовка консультаций для родителей в информационный уголок.
Оформление сборника материалов для родителей по су-джок: игры, сказки |
Январь |
Фото-выставка: «Шарики су-джок катаем-наши ручки разминаем!» Буклеты: «Игры по технике Су-джок » |
Организация фотовыставки для родителей |
|
Февраль |
Круглый стол для родителей :: «Су-джок терапия и здоровье ребенка» |
Подготовка и проведение с родителями круглого стола по теме
|
|
Март |
Оформление папки с методическими рекомендациями для педагогов по теме: « Су-джок терапия, как здоровьесберегающая технология» |
Подготовка рекомендаций |
|
3.Заключительный |
Апрель |
Мастер-класс для родителей и детей «Здоровье на ладошке» |
Подготовка мастер - класса для родителей |
Май |
Проведение диагностического обследования детей на определение уровня развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, а также развития мелкой моторики детей Отслеживание динамики и влияния су-джок терапии на развитие детей Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте Итоги работы за год Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования |
Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах Подведение итогов, подготовка отчета работы, разработка презентации Подготовка материала к выступлению |
Литература:
- www. Nsportal.ru
- Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.
- Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
- Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
- Пак ЧжэВу. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009
- Источник: http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/10/igry_s_elementami_su-dzhok_terapii.docx
- Интернет-ресурс www. osteodoc.ru/sujok.htm
- Интернет-ресурс goio.ru/sam-sebe-su-dzhok-doktor/
- Интернет-ресурс www.maam.ru
- Интернет-ресурс m.babyblog.ru
- Интернет-ресурс allforchildren.ru