Исследование особенностей развития способностей и возможной одаренности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Кренская Ирина Анатольевна
Организация: МБДОУ № 148
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
МБДОУ № 148 посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Приоритетным направлением деятельности МБДОУ является квалифицированная коррекция недостатков в речевом и психическом развитии детей, создание условий для наиболее полного развития их способностей и интересов, а так же сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка.
В 2020-2021 учебном году педагогический коллектив заинтересовался темой специфики проявления и развития задатков и способностей, разной степени одаренности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4, c. 5]. По данным известного детского психолога Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести - 70, а к восьми - 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия [5, с. 17]. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Выявление способных детей и работа с ними предполагает поддержку развития их природного таланта, самореализации и самопознания.
Педагогами МБДОУ было выбрано следующее направление деятельности: выявление и психолого-педагогическая поддержка детей с выраженными способностями и одаренностью среди детей с тяжелыми нарушениями речи, работа с их родителями.
Педагогический коллектив выдвинул перед собой задачи:
1. Определить индивидуальные особенности проявления степени познавательной активности детей 4-7 лет, выраженности различных способностей дошкольников, возможного проявления одаренности.
2. Исходя из полученных результатов, обратить внимание педагогов и родителей на необходимость оказания должного сопровождения и помощи в развитии выраженных способностей детей, расширении их потенциала, создания условий для возможного выявления скрытой одаренности.
Исследование проводилось во всех 6 группах дошкольного учреждения: средних, старших и подготовительных. Диагностические методики были подобраны таким образом, что это позволило их применять в работе с детьми 4-7 лет. Были задействованы воспитатели групп, логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию, которые тщательно проанализировали особенности детей с помощью методики «Способности вашего ребенка» (модифицированный вариант анкеты Л.Г.Матвеевой, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушкина) [4, с. 32]. Педагоги оценили степень выраженности следующих способностей детей: общие интеллектуальные способности; способности к познавательно-исследовательской деятельности; литературные; художественные; технические способности; артистические; музыкальные; двигательные способности. Так же использовался метод наблюдения, анализ продуктивных видов деятельности. Инструктор по физической культуре дополнительно исследовал способности детей по методике «Пробы моторной одаренности» Озерецкого [3, c. 38] для определения уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости детей. Музыкальные руководители для изучения проявления творчества средствами музыки применили методику «Музыкальная импровизация» О.А.Ворожцовой [1, с. 41]. Педагог-психолог провела индивидуальную диагностику познавательного интереса и познавательной активности детей, как базовой составляющей одаренности, с использованием методики «Древо желаний» В.С.Юркевич [2, с. 21].
Для родителей было предложено анкетирование, в котором они могли не только обратить пристальное внимание на поведение, интересы своего ребенка, но и проанализировать их особенности, которые могли бы быть возможными проявлениями одаренности. С этой целью использовалась «Анкета для родителей» (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной) [4, c. 15].
В ходе исследования были получены следующие результаты.
При исследовании педагогами разных видов способностей детей обнаружилось, что среди детей с тяжелыми нарушениями речи встречаются дети с особо высокими способностями и признаками одаренности. Ярко проявляются общие интеллектуальные, музыкальные, артистические и двигательные способности. Наиболее высокие результаты (от 40 до 50 баллов) из 87 дошкольников показало следующее количество детей:
Способ ности |
Общие интеллек туальные |
К познавательно-исследователь ской деят-ти |
Лите- ратур- ные |
Худо жественные |
Технические |
Артис тичес кие |
Музы- каль ные |
Двигатель ные |
Кол.чел.с выс ур. |
14
|
6 |
11 |
8 |
5 |
12 |
13 |
12 |
% |
16 |
7 |
13 |
9 |
6 |
14 |
15 |
14 |
Из 87 человек максимальный результат в 48-50 баллов обнаружило следующее количество детей:
Способности |
Общие интеллектуальные |
К познаватель но-исследователь ской деят-ти |
Лите ратур ные |
Худо жестве нные |
Технические |
Артис тичес кие |
Музы- каль-ные |
Двига- тель-ные |
Кол.чел с выс. ур |
3
|
1 |
2 |
6 |
1 |
3 |
1 |
1 |
% |
3 |
1 |
2 |
7 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Выяснилось, что, не смотря на то, что художественные способности встречаются не так часто у детей-логопатов, у некоторых они могут быть ярко выражены, и они нуждаются во внимании, поддержке взрослых.
Исследование педагогом-психологом уровня познавательной активности детей показал, что из 87 опрошенных высокий уровень познавательного интереса обнаружился у 17 малышей – 20%, средний у 60 - 69% и низкий уровень у 10 – 11%. Среди детей среднего дошкольного возраста проявило высокий уровень 3 человека - 3%, старшего и подготовительного к школе по 7 человек - 8% соответственно. Таким образом, высокий уровень познавательного интереса встречается в любом дошкольном возрасте, а так же среди детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подтвердилась гипотеза, что высокий уровень познавательного интереса ребенка с признаками одаренности не зависит от его возраста. Так, самый высокий показатель познавательной активности наблюдался у ребенка 4 лет, набравшего 19 баллов при среднем показателе у детей 5-7 лет 9-13 баллов. Наиболее высокие результаты показали 5 человек (6% от общего числа детей): 19 баллов - 1чел, 18 баллов – 1 чел, 16 баллов – 1 чел, 15 баллов – 2 чел, что подтвердило их повышенную познавательную потребность и явилось базой для возможного проявления одаренности, а так же аргументом для внимательной индивидуальной работы с детьми по поддержанию их познавательных интересов, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Заполнение родителями анкет показало, что мнение некоторых отличалось от мнения педагогов и результатов индивидуальной диагностики. Родители либо имели завышенные ожидания, либо не замечали признаков высокого уровня развития способностей ребенка.
По результатам анкетирования родителей, 24 детям из 87 (28% от общего числа детей) свойственен высокий уровень вероятности наличия одаренности, при том, что уровень познавательной активности, являющейся базовой основой повышенных способностей, оказался высоким только у 17 детей из 87 (20%). Однако из этих 17 высокую характеристику детям дали всего 9 родителей, то есть 53%, а 47% родителей детей, имеющих высокий результат познавательной активности, не заметили в них этого.
Такие различия обусловлены тем, что одаренность у дошкольника может проявляться как скрытое свойство личности, находящееся в потенциальном состоянии [5, с. 39], признаки которого нуждаются в детальной интерпретации педагогом-психологом МБДОУ. Негативный личный опыт, эмоционально-поведенческие проблемы могут препятствовать раскрытию потенциала дошкольников, который проявляется в более благоприятных условиях. Так, ребенок, по данным воспитателей проявивший сниженный уровень способностей к познавательно-исследовательской деятельности, на индивидуальной диагностике у психолога показал самый высокий уровень познавательной активности и познавательных потребностей в МБДОУ. Малыш в условиях группы не проявлял свои интересы, не выражал активно свои мысли, идеи, однако после изменения к нему подхода со стороны воспитателей, ребенок раскрылся, проявив высокие способности. Что подтвердило правильность выбора других форм работы с ним, поиска особых методов и приемов, способов установления более доверительных отношений и использования иной тематики общения.
В результате исследования детских способностей и одаренности, педагогом-психологом была разработана и оформлена сводная аналитическая таблица на каждую группу. С целью лучшего анализа и восприятия информации педагогами и родителями на каждого ребенка представлен индивидуальный профиль одаренности в виде диаграммы развития его способностей.
Для родителей каждой группы был организован семинар практикум «Дети с выдающимися способностями», где они познакомились с понятием «детские способности» и «одаренность», проанализировали, при сопровождении психолога и педагогов, полученные результаты диагностических исследований, задали вопросы, а так же сравнили, как проявляет себя ребенок в детском саду и дома.
Так же, для родителей проводились индивидуальные консультации педагогом-психологом, музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию, с целью обратить их внимание не только на развитие речи детей, но и на другие сферы, вызвать у них желание быть более внимательными к своему ребенку и постараться помочь ему раскрыть потенциал как можно шире, а возможно, и выявить скрытую одаренность, создать необходимые условия для развития способностей.
Для педагогов был проведен педагогический совет «Психолого-педагогический подход к выявлению и сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности», консультации и беседы со специалистами МБДОУ, организован подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования.
Таким образом, в ходе исследования была сделана попытка раскрыть для педагогов и родителей многогранность и сложность феномена детской одаренности. Была подтверждена гипотеза, что среди детей с тяжелыми нарушениями речи есть дети, имеющие высокие показатели способностей и проявления одаренности, как в среднем дошкольном возрасте, так и в старшем, у части из них одаренность проявляется как скрытое свойство личности, находящееся в потенциальном состоянии. Наиболее выражены у детей с тяжелыми нарушениями речи общие интеллектуальные, музыкальные, артистические и двигательные способности, которые нуждаются в поддержке родителями и педагогами. А так же было отмечено, что родители и педагоги высоко оценили проведенную работу, которая позволила им взглянуть на детей по-новому, и пробудила желание быть более внимательными к их развитию.
Список литературы:
1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004. – 96 с.
2. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики / М.В.Ильина.- М.: Книголюб, 2004.- 56 с.
3. Ломтева Т.А. Справочник основных методических средств психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста М.: Высшая школа психологии (институт), 2014. – 106 с.
4. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2014.- 95 с.
5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С.Юркевич. – М.: Просвещение, 2002. – 136 с.