Развитие речевой активности и читательской грамотности детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Васильева Галина Алексеевна,Руденко Алина Вячеславовна, Ананьева Виктория Вячеславна

Организация: МОУ Центр развития ребенка № 7

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение. А. А. Леонтьев - российский психолог и лингвист считал, что одним из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью, является речевая активность. Речевая активность - это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого. Это устойчивое свойство личности, обеспечивающее инициативное речевое поведение. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней.

Как правило, речь — это всегда вопрос собственной инициативы, наличия потребности в самовыражении. Сложности в выборе подходящего слова или выражения, соответствующих ситуации, страхи быть неправильно понятым, иногда приводят к снижению самооценки, и ребёнок превращается в молчуна.

Речь – одна из центральных важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речевая активность - важный элемент речевого механизма, отражающий стремление человека к вербальному высказыванию, выражающееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном владении языком, основанном на потребности речевого самовыражения. В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью.

В настоящее время, которое характеризуется стремительным ритмом жизни, повсеместной компьютеризацией и «умным» телевидением, у детей дошкольного возраста наблюдаются недостаточные навыки речевой деятельности на фоне сниженной речевой активности.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский К.Д.Ушинский доказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  1. дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
  2. речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  3. постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  4. существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  5. глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

 

В нашей работе мы делаем акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие речевой активности в процессе работы со сказкой. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность  – это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые скованные и необщительные дети вступают в диалог и раскрывают свои речевые возможности.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Начинает использовать выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и совершаемых ими поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса).
Из всего вышесказанного работа со сказкой имеет свою специфику.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время.

Сказка – это чудо, которое увлекает малыша в свой мир и не отпускает, даже тогда, когда он становится взрослым. Сказка - информативна, феерична, эмоциональна и мудра, она - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от речи.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

 

Для развития речевой активности в младшей группе при знакомстве малышей с народной сказкой, использовался в основном метод рассказывания и рассматривание иллюстраций для поддержания визуального интереса.

Но работа со сказкой не ограничивается чтением или рассказыванием, для более полного восприятия мы вовлекаем детей в сказку, тем самым создавая речевую ситуацию. Широко используются игры - драматизации сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и тд.

В старшей группе во время театрализованной деятельности, дети стали проявлять самостоятельность и творчество, вводя в сюжеты знакомых сказок новых героев и новую речевую ситуацию.

В подготовительной к школе группе мы планируем подвести детей к творческому и инициативному использованию речи, путем придумывания сказки. Дети нашей группы уже отличают сказку как жанр от других жанров; имеют в памяти образы персонажей и сюжеты сказок;  владеют связной грамматически оформленной речью и необходимым словарным запасом.

Работа со сказкой, на уровнях слова, художественного образа и системы представлений о мире и о себе, позволяет нам формировать у дошкольников активный речевой запас.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня  используются сказки, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приблизит ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом нам помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

 

Формы и методы работы:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

5. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

6. Упражнения на развитие выразительной мимики.

7. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

8. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

 

Значение театрализованной деятельности :

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

 

Важным условием развития речи у детей является организация предметно – развивающей среды.

В группе оборудован книжный уголок, на полках которого есть книги с рассказами и любимыми сказками.

Интерес детей поддерживается постоянным обновлением:

- тематическими выставками книг;

- разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной.

- Дидактическим материалом: играми, сюжетными картинками.

При реализации работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.

Театральный уголок с различными видами театра.

Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В этом определении важен каждый из названных признаков понятия.

Сам термин «читательская грамотность» за последние несколько десятилетий изменил свое значение. Это больше не синоним начитанности или техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

 

Вот несколько советов, которые пригодятся и детям, и родителям. Главное — следовать им регулярно.

  1. Не торопитесь, читайте вдумчиво, останавливаясь для того, чтобы осмыслить прочитанное.
  2. После прочтения книги сделайте выводы, поищите в реальной жизни аналоги персонажей, их взаимоотношений, событий.
  3. Постарайтесь найти подтверждения или опровержения полученным фактам. Так вы лучше запомните полученную информацию.
  4. Чтобы развить эмоциональный интеллект, читая книгу, поставьте себя на место героя произведения, попробуйте понять и объяснить мотивы его поступков. Пофантазируйте, а что бы произошло, если бы он находился в других условиях?

Необязательно следовать всем рекомендациям сразу. Начните с одного-двух пунктов, и постепенно это войдет в привычку.

 

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. - 400 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.М. Бородич.- Москва: Просвещение, 1981.- 256 с.

3. Васькова, О. Ф., Политыкина, А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Пособие для практических работников ДОУ, психологов и родителей – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2010. – 112 с.

4. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006 г.

6. Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.

7. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г.

8. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.

 

Опубликовано: 19.11.2022