Электронное портфолио - как показатель компетентности педагога
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Гергерт Людмила Валерьевна
Организация: МАДОУ № 22 «Орлёнок»
Населенный пункт: Свердловская область, г. Карпинск
В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога.
Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры. На многих профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.
Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Это комплект документов, регламентирующих деятельность педагога, это один из методов оценки его профессионализма. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Цель создания портфолио:
Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определенный период времени.
Портфолио предназначается для:
- самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
- оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации).
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:
- 1. Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
- 2. Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.
- 3. Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
- 4. Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.
Совсем недавно, при аттестации педагогами предоставлялось печатное портфолио с приложениями в виде методических разработок, грамот и наград за участие в различных конкурсах и т.п. Сейчас происходит переход от печатного к электронному портфолио. Опыт демонстрации портфолио на аттестации педагогических работников показал, что для молодых педагогов электронная форма портфолио наиболее проста и удобна.
Предлагаю свой алгоритм и разделы портфолио, где каждый раздел логично и обоснованно вытекает из другого, тем самым наиболее полно характеризуя профессионализм педагога.
Алгоритм самопредставления
Самообразование |
В этом блоке педагог сообщает о темах своего самообразования за последние 5 лет и в каких формах защищен результат работы (презентация, выступление на педсовете, мастер-класс и т.п.) |
повышение квалификации |
Какие курсы повышения квалификации прошел педагог за 5 лет и подтверждение этого в виде сертификатов, удостоверений и т.п. |
авторские разработки педагога |
Методические разработки педагога (если они размещены в сети Интернет, указывается ссылка на сайт) |
участие в методических объединениях |
Здесь отражаются темы выступления педагога на МО (презентация, консультация, семинар) |
участие педагога в профессиональных конкурсах |
Заполняются названия конкурсов и занятое место |
работа с родителями |
В этом разделе отражаются формы работы с родителями и их тематика (родительские собрания, практикумы, семейные развлечения, консультации, буклеты и пр.) |
программы, по которым работает педагог и результаты освоения |
Программы, по которым работает детский сад и рабочие программы педагога (в случае, если педагог занимается дополнительным образованием дошкольников на платной основе – кружки, факультативы и пр.). Результаты освоения программы отражаются в мониторинге |
успехи воспитанников |
Участие воспитанников в конкурсах детского творчества (название конкурса и занятое место) |
награды педагога |
Грамоты и награды, полученные педагогом (прописывается дата и номер приказа) |
«моя работа» |
Фотоотчет «рабочих будней» педагога (занятия с детьми, наблюдения на прогулках, взаимодействие с коллегами, участие в утренниках и пр.) |
личные интересы |
Фотоотчет увлечений или хобби педагога, т.к. кругозор не ограничивается только педагогической работой. Важно показать аттестационной комиссии, что Вы разносторонняя личность. |
В образовательных учреждениях имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.
Важный момент- электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое и при необходимости что то удалять.Электронный портфолио содержит ту же информацию, что и портфолио – папка, но в электронном варианте.