Электронное портфолио - как показатель компетентности педагога

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Гергерт Людмила Валерьевна

Организация: МАДОУ № 22 «Орлёнок»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Карпинск

В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.  На многих профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Это комплект документов, регламентирующих  деятельность педагога, это один из методов оценки его профессионализма. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Цель создания портфолио:

Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определенный период времени.

Портфолио предназначается для:

  • самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
  • оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации).

Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:

  • 1. Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
  • 2. Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.
  • 3. Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
  • 4. Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.

Совсем недавно, при аттестации педагогами предоставлялось печатное портфолио с приложениями в виде методических разработок, грамот и наград  за участие в различных конкурсах и т.п. Сейчас  происходит  переход от печатного к электронному портфолио.  Опыт демонстрации портфолио на аттестации педагогических работников показал, что для молодых педагогов электронная форма портфолио наиболее проста и удобна.

Предлагаю свой алгоритм и разделы портфолио,  где каждый раздел логично и обоснованно вытекает из другого, тем самым наиболее полно характеризуя профессионализм педагога.

Алгоритм самопредставления

Самообразование

В этом блоке педагог сообщает о темах своего самообразования за последние 5 лет и в каких формах защищен результат работы (презентация, выступление на педсовете, мастер-класс и т.п.)
 

повышение квалификации
 

Какие курсы повышения квалификации прошел педагог за 5 лет и подтверждение этого в виде сертификатов, удостоверений и т.п.

авторские разработки педагога
 

 Методические разработки педагога (если они размещены в сети Интернет, указывается ссылка на сайт)

участие в методических объединениях
 

Здесь отражаются темы выступления педагога на МО (презентация, консультация, семинар)

участие педагога в профессиональных конкурсах
 

Заполняются названия конкурсов и занятое место

работа с родителями
 

В этом разделе отражаются формы работы с родителями и их тематика (родительские собрания, практикумы, семейные развлечения, консультации, буклеты и пр.)

программы, по которым работает педагог и результаты освоения

Программы, по которым работает детский сад  и рабочие программы педагога (в случае, если педагог занимается дополнительным образованием дошкольников на платной основе – кружки, факультативы и пр.).

Результаты освоения программы отражаются в мониторинге

успехи воспитанников

Участие воспитанников в конкурсах детского творчества (название конкурса и занятое место)

награды педагога

 Грамоты и награды, полученные педагогом (прописывается дата и номер приказа)

«моя работа»
 

Фотоотчет «рабочих будней» педагога (занятия с детьми, наблюдения на прогулках, взаимодействие с коллегами, участие в утренниках и пр.)

личные интересы

Фотоотчет увлечений или хобби педагога, т.к. кругозор не ограничивается только педагогической работой. Важно показать аттестационной комиссии, что Вы разносторонняя личность.

 

В образовательных учреждениях имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

Важный момент- электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое и при необходимости  что то удалять.Электронный портфолио содержит ту же информацию, что и портфолио – папка, но в электронном варианте.

Опубликовано: 22.11.2022