Развитие самостоятельности детей младшей группы детского сада

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Поклонова Олеся Сергеевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 9

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Самостоятельность детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности  – это один из основополагающих компонентов его успешного обучения и развития. Без навыков самостоятельности, самообслуживания, самоорганизации своей деятельности у ребёнка не сформируются в полной мере основные знания, навыки и умения.

Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на   2–3-м годах жизни, когда ребенок начинает более свободно передвигаться на небольших пространствах и может в некоторой степени самостоятельно удовлетворять некоторые из своих основных потребностей.

К тому же он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей

внутри семьи и других социальных группах.

Итак, дети стремятся к самостоятельности, но что же они могут выполнять самостоятельно в этом возрасте? Мыть руки, засучивая рукава, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, сухо вытираться полотенцем, одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду снимать, складывать на стульчик или в кабинку, своевременно пользоваться носовым платком, туалетом, пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом, уметь пользоваться ложкой и вилкой, убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место, самоорганизовывать своё место для предстоящей творческой или конструктивной деятельности.

Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные

физические и умственные действия. Повышение уровня самостоятельности в игре, быту, труде, творчестве, а также развитие детской инициативы и навыки самообслуживания в первую очередь зависят от того, насколько педагог умеет организовать самостоятельную деятельность детей в соответствии с возрастом.

У детей младшей группы не всегда сформирована потребность делать что-то самому, особенно это касается тех детей, у кого родители многое делают за них, считая, что так удобнее и быстрее (сам одену, так будет быстрее; уберу за него игрушки, так будет аккуратнее и т.д.). Но очень часто такие дети, придя в детский коллектив, сталкиваются с проблемой того, что многое приходится выполнять самому, учиться что-то делать самостоятельно. Поэтому задача воспитателя - помочь таким детям справиться с трудностями: научить в первую очередь самообслуживанию, а затем и проявлять самостоятельность в различных сферах деятельности.

В рамках ООП ДО  с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой у детей младшей  группы многая деятельность строится в несколько этапов.

На первом этапе в начале учебного года с помощью воспитателя происходит становление самостоятельности как способ подражания ребёнка взрослому. Здесь воспитатель становится для детей мудрым и опытным наставником, умеющим в игровой форме показать простые действия, таким образом вызвав у ребёнка желание сделать подобное самому. Воспитатель выступает в роли «артиста», а дети – это «зрители». Например: «Смотри, какие у меня пышные мыльные перчатки! Хочешь себе такие же?» Или: Куклам неудобно лежать на полу. Поставлю-ка я её на место. Посмотрите, теперь ей удобно, она сидит на полочке и ей там нравится».

Таким образом ребёнок видит положительный результат от действий взрослого, а его пытливый ум даёт осознание того, что такие же действия возможно выполнять самостоятельно. У ребёнка возникает желание взять на себя роль взрослого, попробовать сделать так же. На данном этапе очень важно показать положительную эмоциональную окраску происходящего.

Чуть позже становление самостоятельности переходит на следующий этап, когда ребёнок сам пытается делать знакомые ему увиденные ранее действия, показанные воспитателем. На этом этапе важно поддержать ребёнка в его старании быть самостоятельным. Не всё получается сразу, важно помочь словами или действиями так, чтобы не вызвать у ребёнка негативную реакцию на его попытки быть самостоятельным: «Посмотри, сандалики не стоят рядышком, они поссорились. Давай им поможем подружиться, поменяем их местами, смотри, они встали рядышком и опять дружат. Теперь давай ещё раз наденем их на ножки. Смотри, как замечательно теперь получилось!».

Особое внимание вопросам самостоятельности уделяется во время организованно образовательной деятельности. В рамках ООП ДО  с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой дети младшей  группы с начала учебного года дети знакомятся с моделью  «пяти пальцев», проговаривая и показывая последовательно на пальчиках, как проходит деятельность.

 1-«Задумка» - Что я задумал сделать? (нарисовать клубок для котёнка)

2-«Материалы» - Чем я буду рисовать? (краской)

3-«Инструменты» - С помощью чего я буду рисовать? (кисть, стаканчик с водой, руки)

4-«Последовательность действий» (как буду рисовать по порядку)

5-«Результат» - Получилось ли то, что я задумал? (оценка своей работы в соответствии с первоначальным замыслом).

Такая работа проводится в начале любой деятельности и помогает детям правильно осмыслить предстоящую деятельность, понять последовательность действий, правильно организовать своё рабочее место.

В начале учебного года проходят занятия по подготовке своего рабочего места для творческой деятельности. Первое занятие – это знакомство с материалами и инструментами для  рисования, лепки или аппликации, показ воспитателя, как организовать своё рабочее место правильно.

Большое значение здесь уделяется удобству, практичному расположению всего необходимого для деятельности на столах: «Смотрите, я кладу клеёнку перед собой. На неё кладу лист бумаги, посередине, чтобы удобно было рисовать. Кисточку положу справа, а стакан и краску поставлю перед собой, возле клеёнки. Мне удобно будет кисточкой достать и до воды, и до краски, а потом нарисовать рисунок на листе».

Таким же образом следует показать, как правильно убрать рабочее место: что отнести сначала, что потом, как прополоскать и вытереть кисть, как поставить её в стакан, аккуратно положить рисунок подсыхать и пр.

Конечно, на первых порах не все дети могут справиться с самоорганизацией рабочего места полностью самостоятельно, но воспитатель помогает, подсказывает: «И клеёнку положил, и краски, а рисовать чем будешь? Какой у тебя главный инструмент для рисования?»

В игровой деятельности очень важен момент взаимообучения и взаимопомощи. Использование заданий типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам», помогает детям не только проявить свою самостоятельность в каких-либо действиях, но и показать, что он сам, как взрослый, может быть помощником, наставником, учителем для других.

На первоначальных этапах любой деятельности, будь то рисование, или одевание, или мытьё рук, важно обращать внимание на то, чтобы ребёнок попробовал то или иное действие самостоятельно. Важно показать ему, что выполнить это несложно, стоит только начать, а если вдруг что-то не получится или  пойдёт не так, всегда есть помощник-взрослый, который никогда не откажет в помощи.

В дальнейшем ребёнок постепенно учится тем или иным действиям, где-то наблюдая за педагогом и пробуя повторить его действия, а в каких-то случаях пробует что-то самостоятельно, зная уже по своему опыту, что многие действия легко выполнить, лишь стоит попробовать.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать приобретённые ранее навыки и позволяют ребёнку активно развиваться в различных сферах.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье  / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2008.- 253с.
  2. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 405 с.
  3. Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к  гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ/ Н.М. Крылова.
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/04/24/opyt-rabotyrazvitie-samostoyatelnosti-i
  6. https://infourok.ru/formirovanie-navykov-samostoyatelnosti-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-povsednevnoj-zhizni-6087435.html
Опубликовано: 10.12.2022